Скульптура «Пьета» (Богоматерь, оплакивающая мертвого Иисуса Христа)
Конец XIX - начало XX в
Дерево, левкас, темпера, резьба, роспись
92х66х26,5 см
МБУ «Энгельсский краеведческий музей»
Другим аналогом является деревянная статуя «Пьета» (кон. XIХ – нач. XХ вв.), находящаяся в краеведческом музее г. Энгельс. По всей вероятности, она была изготовлена в Поволжье, где существовала большая немецкая диаспора. Хранитель коллекции музея, в которой находится скульптура, предполагает, что она была сделана местным резчиком, коих было немало среди немцев-колонистов. Не исключено также, что скульптура была заказана у мастера из числа резчиков православной скульптуры, которые также имелись на территории Саратовской и
близлежащих губерний. Вероятно, мастер, ориентировавшийся на некий образец (западную скульптуру), попытался по возможности стилизовать под него русскую традицию.
Несмотря на то, что представленные аналоги выполнены позже, они проигрывают Останкинской скульптуре в тщательности проработки, передаче тел и лиц, в общей выразительности. Стиль и техника, заметные в Останкинском памятнике, свидетельствуют о работе мастера-профессионала. На примере Останкинской «Пьеты» можно наглядно заметить те изменения, которые происходили в искусстве XVII века: возрастание реалистичности, внимание к изображаемому, попытки передать чувства и эмоции. Все эти черты отражены в религиозной скульптуре, созданной согласно сложившемуся канону.