МЕНЮ
РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ

В древнерусском искусстве тема оплакивания Спасителя Богоматерью также присутствовала и находила отражения в произведениях иконописи. Одним из весьма распространенных сюжетов является «Не рыдай мене мати», а также «Положение во гроб». Стоит отметить, что иногда сюжеты смешиваются и «Положение во гроб» носит наименование «Не рыдай мене мати».

Скульптурным развитием сюжета оплакивания в русском искусстве можно считать резной образ «Плакущей Богоматери» («Плач Божией Матери», «Плач Богородицы над Спасителем по снятии Его с Креста»), выполненный между 1792 и 1794 гг. и хранящийся в Успенской церкви села Шубина Домодедовского района. В 1953 году в церкви, где находился этот образ, возник пожар, в результате сейчас возможно судить о существовавшей скульптуре только по сохранившемуся фрагменту. В том же храме находится икона «Плакущая», повторяющая резной образ.

Скульптура. Пиета

XIX в

г. Великий Устюг

Дерево (кряж сосны), левкас. Резьба, темпера, работа столярная

141 x 90 x 65 см

БУК ВО «Великоустюгский государственный музей-заповедник»

Подобного рода живописные изображения создавались на протяжении всего существования резного образа, и какое именно изображение возникло раньше – резное или писанное, неизвестно. Заметны очевидные параллели с «Пьетой» (вытянутое тело Спасителя на коленях Богоматери, рука, которой она поддерживает его голову). Автор здесь не показывает ни ран Христа, ни страданий Богоматери. Ее лицо спокойно-отрешенное. Тела Христа зритель не видит, потому не может ничего сказать о драматизме и натуралистичности. Спокойный лик Богоматери и уменьшение фигуры Спасителя на этой иконе приближает ее к известному уже типу «Положения во гроб».
Аналогов Останкинской «Пьеты» - скульптур с этим сюжетом, сделанных в России, не так много. Один из них относится к началу XIХ в. (ок.1805) Это «Пьета», находящаяся в настоящее время в фондах Великоустюгского музея. В Великом Устюге было множество прекрасных мастеров, изготовлявших храмовую скульптуру. Многие из них получали знания и от западных резчиков, т.к. Великий Устюг был одним из самых крупных торговых городов на русском Севере. У местных художников были широкие возможности для ознакомления с иллюстрированными библиями и другими западными изданиями в городской Немчинской слободе — колонии иностранных (главным образом английских и голландских) купцов, с XVI в. постоянно живших в Великом Устюге. Знакомство с новыми произведениями декоративного искусства, изучение новых техник и освоение современных художественных принципов позволяло северным мастерам создавать изысканные и одухотворенные произведения.

Скульптура «Пьета» (Богоматерь, оплакивающая мертвого Иисуса Христа)

Конец XIX - начало XX в

Дерево, левкас, темпера, резьба, роспись

92х66х26,5 см

МБУ «Энгельсский краеведческий музей»

Другим аналогом является деревянная статуя «Пьета» (кон. XIХ – нач. XХ вв.), находящаяся в краеведческом музее г. Энгельс. По всей вероятности, она была изготовлена в Поволжье, где существовала большая немецкая диаспора. Хранитель коллекции музея, в которой находится скульптура, предполагает, что она была сделана местным резчиком, коих было немало среди немцев-колонистов. Не исключено также, что скульптура была заказана у мастера из числа резчиков православной скульптуры, которые также имелись на территории Саратовской и
близлежащих губерний. Вероятно, мастер, ориентировавшийся на некий образец (западную скульптуру), попытался по возможности стилизовать под него русскую традицию.
Несмотря на то, что представленные аналоги выполнены позже, они проигрывают Останкинской скульптуре в тщательности проработки, передаче тел и лиц, в общей выразительности. Стиль и техника, заметные в Останкинском памятнике, свидетельствуют о работе мастера-профессионала. На примере Останкинской «Пьеты» можно наглядно заметить те изменения, которые происходили в искусстве XVII века: возрастание реалистичности, внимание к изображаемому, попытки передать чувства и эмоции. Все эти черты отражены в религиозной скульптуре, созданной согласно сложившемуся канону.