МЕНЮ
Скульптурная группа «Пьета»
Неизвестный западноевропейский мастер
Москва, 1690 г.
Дерево, левкас, масло, резьба
Коллекция усадьбы Останкино
ОСТАНКИНСКАЯ «ПЬЕТА»

В собрании деревянной религиозной скульптуры Останкинского музея находится необычная и нехарактерная для русского искусства скульптурная группа «Пьета» - яркий пример западноевропейской культуры. Она состоит из сидящей Богоматери и лежащего на ее коленях Иисуса Христа.
Рядом с ними находятся скульптуры двух предстоящих: Святой Марии Магдалины (у ног) и Иоанна Богослова (у головы). Типичной для православия скульптурой является Распятие с предстоящими – т.е. изображение Спасителя на кресте, а не после снятия с креста.

Композиция «Распятие». Фрагмент центрального иконостаса церкви Живоначальной Троицы в Останкине

Именно такую композицию можно видеть почти в каждом храме. Останкинская скульптурная группа «Пьета» с предстоящими была изготовлена во второй половине XVII века по поручению князя Б.А. Голицына. В архиве Останкинского музея есть отдельное упоминание о времени создания скульптурной группы – 1690 год. Изначально она располагалась в церкви Покрова Богородицы села Ерденево, находившегося в нескольких верстах к северу от Останкина (район современного Ботанического сада близ Яузы). В Останкинскую церковь Живоначальной Троицы «Пьета» была перенесена князем Черкасским в 1731 году после приобретения им у князя Голицына села Ерденева. Затем усадьба Останкино (вместе с усадебной церковью) перешла во владение графа П.Б. Шереметева в качестве приданного его супруги В.А. Черкасской. С тех пор скульптурная группа «Пьета» оставалась во владении Шереметевых и стала частью музейной коллекции после национализации усадьбы Останкино и присвоения ей статуса музея в 1918 году.

Заказчик скульптурной композиции - боярин князь Б.А. Голицын был очень интересной личностью, необыкновенно широко образованным человеком своего времени, а также большим приверженцем западной культуры и европейской моды. Он «происходит от весьма древней княжеской фамилии и ведет свою родословную от поляков. Князь Б. А. Голицын построил себе палаты, достойные знатности его фамилии, и держит у себя зодчих итальянцев. … Князь Голицын хорошо владеет латинским языком и, понимая, как полезно будет его сыновьям знание этого языка в их сношениях с иностранцами, определил к ним для обучения латыни учителей из поляков», - писал в «Дневнике путешествия в Московское государство» немецкий дипломат и государственный деятель Иоганн Корб. Мать будущего императора Петра I доверила князю воспитание своего сына,
назначив «дядькой». Впоследствии, сблизившись с родом Нарышкиных, Б.А. Голицын стал одним из инициаторов провозглашения Петра I царем в 1682 году. Князь управлял всеми делами в государстве во время заграничных путешествий будущего императора, кроме того, он способствовал распространению в России науки и искусства. По заказу Б.А. Голицына в одном из его имений, Дубровицах, была возведена каменная Знаменская церковь. Этот шедевр архитектуры, дошедший до нашего времени, как и Останкинская «Пьета» является примером удачного сочетания черт русского зодчества с западноевропейскими традициями.

Церковь Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы

(1690 – 1704гг) в усадьбе Дубровицы

Голицын был типичным представителем русского общества конца XVII века, склонявшегося к западничеству. Поэтому не вызывает удивления его заказ на изготовление «Пьеты» и расположение этой скульптурной группы в храме одного из его имений.
В XVII веке значительно увеличивается приток западных мастеров в Москву и другие города России, чему способствовали завоевания и походы на запад в первой половине - середине семнадцатого столетия. Центром сосредоточения новейших культурных веяний была Оружейная палата Московского Кремля, в которой работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, знакомые с европейским искусством, а также иностранные художники, получившие образование в Европе. В это время скульптура рассматривалась как один из важнейших видов художественного творчества. О «статуарном искусстве» говорится и в трактате Симона Ушакова. В России того времени преобладала плоская резьба. Но если в начале XVII в. статуям присуща «фасадность» - они не на много выступают из поверхности фона - то ближе к концу века резьба становится горельефной, объемной. Таким произведением переходного периода выглядит и Останкинская «Пьета», изготовленная, скорее всего, одним из западных мастеров (по всей вероятности совместно с русскими подмастерьями).
Оборотная сторона скульптурной группы "Пьета"
Необходимо отметить, что Останкинская «Пьета» выполнена зеркально по отношению к большинству вариантов этой скульптуры, что, по всей видимости, не являлось нарушением церковных канонов. Резчики в этот период часто использовали в качестве образца гравюры, которые представляли живописный или скульптурный оригинал по большей части в зеркальном отражении.
Композиция вырезана из нескольких узких (около 50 см. по ширине), скрепленных скобами кусков дерева.



Спаситель. Фрагмент скульптурной группы «Пьета»
Мастер-резчик очень основательно и подробно подходил к проработке лиц и фигур. Тщательно выполнено лицо Богоматери, на котором видны особенности строения и морщины. Экспрессивно передано эмоциональное состояние - удивление, шок, горе Богоматери. Ее рот полуоткрыт, видны зубы. Такая детализация не характерна для русских скульптур этого времени.
Та же скрупулезность видна и в проработке лиц предстоящих. Аккуратно вырезаны отдельные пряди волос, морщинки. Живописными средствами переданы слезы, ресницы глаз, радужки и зрачки.
Заботливо вырезан лик Спасителя. Тщательно проработаны волосы, брови, отдельные мышцы лица. Цветом подчеркивается отличие живого тела (рука Богоматери) от мертвого.
Особую роль играют складки одежд Богородицы и предстоящих: динамичные, даже резкие, они, больше, чем лик и движения, выражают их душевное состояние. Колени Богородицы стали своеобразным «подиумом» для тела Спасителя. Он лежит близко к земле, тело расположено почти горизонтально на коленях матери, без каких-либо видимых средств равновесия, кроме ее руки под головой. Тело Христа вырезано со знанием анатомии, что тоже было несвойственно для русских резчиков того времени. Можно видеть отдельные мышцы, сухожилия, суставы.

Фотография. Скульптурная группа "Пьета" в церкви Живоначальной Троицы в Останкине. Начало XX века

«Пьета» из собрания усадьбы Останкино является редким шедевром деревянной резьбы, сочетающим в себе филигранность и тщательность работы мастеров, воспитанных западноевропейской традицией, и всю чувственность и эмоциональность русской культуры. Объемная резьба вместе с раскраской делают скульптурную композицию очень правдоподобной, производящей удивительно сильное впечатление. Не
случайно в Останкинском храме Живоначальной Троицы «Пьета» с предстоящими была выставлена в специально сооруженном для этого большом застекленном «шкафу» (так, по всей видимости, именовали специальный киот). Эта скульптура очень почиталась и являлась одной из наиболее ценных святынь храма, наряду с финифтяной иконкой, подаренной Александром II во время пребывания в усадьбе царской фамилии в середине XIX века. Несмотря на то, что в настоящее время увидеть эту скульптурную композицию в Троицком храме невозможно, Останкинская «Пьета» остается редчайшим и уникальным памятником русской культуры.